
Защитник «Блэйзерс» Скут Хендерсон говорит, что приверженность своей вере принесла мир, несмотря на стрессовые ожидания.
Примечание редактора: читайте больше репортажей о НБА на сайте The Athletic. здесь. Мнения на этой странице не обязательно отражают точку зрения НБА или ее команд.
***
ПОРТЛЕНД, Орегон – Скут Хендерсон знал, что в пятницу вечером его ждала буря. Большую часть трех сезонов он жил среди ветров сомнений и вопросов, которые кружились вокруг него, как дождь.
Он был выбран под третьим общим номером в 2023 году, тот выбор, который должен изменить франшизу, но в первые два сезона единственным изменением, инициированным разыгрывающим, стал поспешное бегство величайшего игрока франшизы Дэмиена Лилларда. Хендерсону еще предстояло зарекомендовать себя как стартовый игрок, еще не зарекомендовать себя как надежный игрок для продления контракта, еще не удалось убедить кого-либо, что он является строительным блоком для будущего этой франшизы.
В пятницу к буре добавился еще один элемент: после того, как он был исключен из игры из-за травмы подколенного сухожилия в первой 51 игре сезона, все сомнения, все вопросы, все ожидания бушевали – идеальный шторм сдерживаемого разочарования со стороны хозяев поля, которые не знают, следует ли его прославлять или бросить на съедение львам.
Так как же 22-летний парень подготовился к встрече с бурей?
За шестьдесят минут до начала он пошел в импровизированную часовню в центре Мода и помолился.
«Это приводит меня в тихое место в моей голове», — сказал Хендерсон. “Это возвращает меня к тому, во что я верю, и к тому Человеку наверху. Часовня… дает мне затишье перед бурей”.
К концу пятницы Хендерсон превратился в грозу. За 21 минуту отсутствия на скамейке запасных он набрал 11 очков, девять передач и пять подборов, а «Трэйл Блэйзерс» завершили серию поражений из шести игр победой над «Мемфис Гриззлис» со счетом 135–115. Когда Хендерсон был на площадке, «Блэйзерс» обогнали «Мемфис» на 19 очков.
“Он впечатлял в защите. Он привнес энергию, увеличил темп, сделал несколько бросков”, – сказал исполняющий обязанности тренера Тьяго Сплиттер. «Все еще есть куда совершенствоваться, но просто приятно видеть, как он участвует в соревнованиях».
В следующих 30 играх будет достаточно времени, чтобы понять, насколько Хендерсон вырос за третий год обучения. В сезоне, который в основном был победой «Блэйзерс» (24–28), самой большой потерей стала невозможность увидеть, что и насколько улучшился Хендерсон. За неделю до тренировочного сбора он порвал подколенное сухожилие во время игры с пикапом. Он сказал, что сначала подумал, что у него просто свело бедро, и продолжил играть. Но когда чувство вернулось, он доложил тренеру. Эта «судорога» стоила ему четырех месяцев.
Но пока Хендерсон выздоравливал, произошла интересная вещь: он вновь принял свою веру. Он говорит, что уже давно является духовным и преданным христианином. Но окружающие говорят, что этой осенью и зимой они заметили перемены. В предыдущие годы Хендерсон время от времени посещал часовню перед игрой за 60 минут до начала матча. Теперь, по оценкам Хендерсона, он посетил 80-85 процентов сессий.
Самая тесная связь с Хендерсоном среди «Блэйзерс» сложилась у помощника тренера Пуха Джетера, который также был товарищем Хендерсона по команде, когда Хендерсону было 17 лет в G League Ignite. Когда его спросили, был ли решающий момент во время четырехмесячного выздоровления Хендерсона или произошли ли в Хендерсоне заметные изменения, Джетер не колебался ответить.
«Он вернулся в часовню и не теряет ни секунды», — сказал Джетер. «Я просто думаю, что это действительно помогло ему в этот момент. Я не говорю, что он думает или спрашивает Бога: «Почему?» …но я думаю, что он пытается получить четкое представление о том, кто он… где он… выстраивая свои отношения с Богом. И я вижу это в его действиях, потому что, что бы ни происходило вокруг него снаружи, я вижу, что он обретает покой».
Во вторник Хендерсону исполнилось 22 года, и его особенный день был встречен телефонным звонком из его родного штата Джорджия. Это была его бабушка Эсси, которую в семье называют «мама», и она передала божественное послание.
«Это был мой первый звонок в день моего рождения», — сказал Хендерсон. «И она сказала: «Он будит тебя каждый день и дает тебе энергию, чтобы делать все, на что ты способен».
Когда Хендерсон поднялся на трибуну после игры и обратился к средствам массовой информации, он почти слово в слово повторил послание своей бабушки.
“Как я постоянно говорю, мне повезло быть там, где я сейчас нахожусь. Он будит меня каждый день, чтобы дать мне силы двигаться дальше”, – сказал Хендерсон.
То, как Хендерсон будет вести себя в этом сезоне (и в дальнейшем), является деликатной темой для «Блэйзерс».
Внутри он очень любим — его заботливость зашкаливает, он вежлив и тактичен и ставит товарищей по команде превыше себя. Но внешне его так внимательно изучают, так подвергают сомнению и так обсуждают, что это создает те ветры и дожди, которые образуют бурю вокруг него.
Сопоставление этих сил – как внутренних, так и внешних – создало напряженную историю вокруг Хендерсона: является ли он разыгрывающим франшизы… или «Блэйзерс» нужно признать ошибку и двигаться дальше? Это дебаты, которые будут усиливаться и колебаться на протяжении последних 30 игр сезона, и это дебаты, в которых Сплиттер не желает участвовать.
«Я имею дело с реальностью, а не с ожиданиями», — сказал Сплиттер. “И реальность такова, что я пытаюсь сделать его лучше. Поэтому меня не волнуют ожидания людей. Меня волнует, кем является Скут как человек и как сделать его лучшим игроком”.
Хендерсон открыто признавал, что на протяжении двух с лишним сезонов в «Портленде» он слышит сомнения, видит вопросы… и признает, что думает и переосмысливает обо всем этом. Если бы ему пришлось найти изъян в своем макияже, он бы сказал, что временами слишком много думает.
Но он также считает, что его сильные стороны перевешивают все, что угрожает его ослабить. Его телосложение больше похоже на полузащитника, чем на разыгрывающего, но при этом он по-прежнему быстр в своих движениях. Окружающие «Блэйзерс» говорят, что у него исключительная трудовая этика. И он показывает, что является лидером команды как в том, как он играет, так и в том, как он поддерживает своих товарищей по команде.
Прежде всего, он любит игру. Живет ради этого.
Он сказал, что самым трудным в его четырехмесячном восстановлении было «упустить игру, которую я люблю». Когда его спросили о моментах пятничной игры, которые заполнили эту пустоту, моментах, которые восстановили эту любовь, он не упомянул свои два трехочковых, свой данк или одну из своих девяти передач. Он затронул тему столкновений, схваток, борьбы за потерянные мячи.
«Физичность этого, получение остановки… получение перехвата», — сказал Хендерсон. “Но есть также возможность найти открытого парня в нужный момент и просто сыграть… баскетбол действительно прекрасен, когда ты играешь в него правильно. Когда ты можешь найти эту красоту в постоянном темпе, на высоком уровне… чувак, это прекрасный вид спорта. Я люблю его”.
Джетер сказал, что, по его мнению, молитвенные занятия перед игрой и вера Хендерсона послужили для Хендерсона якорем среди бушующего вокруг него шторма.
Их разница составляет 20 лет — Хендерсону 22, а Джетеру 42 — но за время, проведенное в Ignite, они стали товарищами по команде и соседями по квартире. Оба — ненасытные читатели. Обоих больше тянуло к смеху и любви, чем к негативу и ненависти. И оба приняли веру как принцип.
«Раньше я всегда спрашивал его: «Эй, чувак, когда ты собираешься снова пойти в часовню?» — сказал Джетер. «И что-то в нем переключилось, и в этом году он постоянно начал возвращаться».
Хендерсон говорит, что это не было сознательным решением увеличить посещаемость в этом сезоне. Конечно, его травма ограничила его возможности и обязанности перед игрой, давая ему время посетить часовню. Но он сказал, что считает, что на него повлияла более сильная сила.
«Я просто чувствую, что Он тянет меня к Себе», — сказал Хендерсон. “И я не собираюсь этого отрицать. Я приму это, поверю Ему на слово и доверюсь Ему. Я думаю, это просто удерживает меня на земле”.
Между тем, все силы вне него, похоже, пытаются свергнуть Хендерсона. Если люди не ставят под сомнение его способности к стрельбе, они задаются вопросом, почему на заживление травмы подколенного сухожилия ушло четыре месяца. И если они не сомневаются в его безопасности мяча, они указывают на высоты, которых достигли его сверстники, такие как Брэндон Миллер и Амен Томпсон.
Когда все эти силы бушуют, Хендерсон говорит, что погружается в бурю, а затем выпускает ее.
«Я отдаю его человеку выше», — сказал Хендерсон. “Все беспокойство, все сомнения, все взгляды… Я убеждаюсь, что они направлены прямо на человека сверху. И это затыкает им всем рот”.
***
Джейсон Квик является старшим автором журнала The Athletic. Живя в Портленде, он пишет о личностях и тенденциях НБА, уделяя особое внимание человеческим связям. Он четыре раза был назван спортивным обозревателем года штата Орегон и получил награды от APSE, SPJ и Ассоциации профессиональных баскетбольных писателей. Следите за Джейсоном в Твиттере @jwquick
